IP Форум: интерактивное искусство и перформанс

13 февраля 2021 года на одной из дискуссионных площадок второго дня IX Международного IP Форума «Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики» студенты и аспиранты обсуждали проблемы реализации авторских и смежных прав в условиях технологического развития. С докладом по теме «Интерактивное искусство и перформанс. Правовые аспекты» выступила магистрант НИУ «Высшая школа экономики» Дарья Агапова.

В условиях технологического развития искусство так же, как и другие явления, принимает новые формы выражения. Это и интерактивное искусство, и генеративное искусство, и сетевое искусство, и роботическое искусство и многое другое. Все чаще встречаются новые виды перформансов, видеоарт, интернет-арт, а также VR-арт (виртуальная реальность). Интерактивное искусство шире и включает в себя любое активное взаимодействие зрителя с произведением искусства, что может быть и перформансом. Для перформанса же важную роль имеет субъект представления. В настоящее время, под перформансом можно понимать действия художника и (или) привлеченных им лиц, направленные (прямо или опосредованно) на взаимодействие со зрителем.

Какое бы определение не дали термину «перформанс», в настоящее время в юриспруденции оно практически не фигурирует. Только лишь в некоторых работах числится как некое собирательное понятие. Перформанс состоит из сценария на бумаге, видеозаписи на материальном носителе и в форме живого исполнения. Таким образом, перформанс может получать правовую охрану посредством авторского права и смежных прав. Авторское право защищает сценарий самого представления, а смежные права распространяются на условного «режиссера», «исполнителя» (художника в одном лице), то есть аналогично театральной постановке. Тем не менее перформанс не относится к таким видам искусства, как театр, цирковые выступления и т. д.

Механизмы охраны и защиты авторским правом по отношению к перформансу и интерактивному искусству практически неприменимы. Хотя в некоторых юрисдикциях это все-таки возможно. Например, в Германии немецкий закон об авторском праве защищает живые художественные перформансы (live art performances) как «произведения искусства» («artistic works»).

«Таким образом, термины «перформанс» и «интерактивное искусство» пока остается по большей части в рамках искусства, хотя право способно регулировать эти явления. Как мы увидели, правовую охрану и защиту перформанс уже давно ощутил в разных странах. Перформанс, как явление, которое неизвестно многим юристам, все же может быть защищено правом и в России. Пока отсутствие судебной практики говорит нам о том, что такой вид искусства не столь популярен, а также о том, что деятелям искусства свойственно жить в нематериальном мире творчества, фантазии и отсутствии формальностей. И хотя мы понимаем, что договор помог бы избежать проблем в будущем, художники, музыканты и многие другие ограничиваются устными договоренностями», – завершила свое выступление Дарья.