IP Форум: хореография в шествиях, демонстрациях и флешмобах

В науке существует ряд неоднозначных мнений относительно возможности признания шествий и иных открытых способов выражения политической позиции результатом интеллектуальной деятельности, а именно –хореографическим произведением. Это важный и интересный вопрос 13 февраля 2021 года предложила для обсуждения на одной из дискуссионных площадок IX Международного IP Форума магистрант Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Карина Брагнюк.

Зачастую граждане прибегают к открытым способам выражения мнения о сложившейся социально-политической ситуации (в данном случае — экологической), а именно – выход людей на одиночные пикеты, митинги, шествия, флешмобы и так далее. Примерами могут послужить танцевальные флешмобы, проводимые в поддержку защиты окружающей среды в Московской области, Томске, Москве.

Под шествием понимается «массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам». Демонстрация — «организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации». Определение флешмоба законодательно не закреплено, но флешмоб также является видом массового мероприятия, с помощью которого граждане могут выразить свою позицию. Из приведенных выше определений Карина Брагнюк сделала вывод, что все рассматриваемые понятия являются видами массовых мероприятий людей с целью выражения общественных мнений (чувств, мыслей, идей).

Так как в шествиях, флешмобах и демонстрациях участвуют люди и в некоторых случаях они высказывают свою позицию с помощью движений, то можно предположить, что в таких ситуациях такие мероприятия могут представлять собой хореографические произведения. При рассмотрении возможности квалификации уличных шествий, флешмобов и демонстраций в качестве хореографических произведений, стоит исходить из общих критериев охраноспособности объектов авторских прав.

Любое произведение всегда имеет автора/соавторов, однако в произведениях народного творчества авторов определить затруднительно, а в шествиях, флешмобах и демонстрациях это сделать вполне возможно. По мнению Карины Брагнюк, есть несколько вариантов определения авторства таких произведений. Во-первых, можно предположить, что лица, участвующие в уличном шествии, флешмобе, демонстрации, являются соавторами, которые все могут быть конкретизированы, при том, конечно, условии, что хореография создана их совместным творческим трудом. В данном случае, стоит обратить внимание на обязанность каждого участника такой группы соавторов внести творческий вклад в изложение единой мысли с помощью движений и внести самостоятельный вклад в постановку этой хореографии. Во-вторых, автором может являться конкретное лицо (хореограф), которое создало хореографию и обучило демонстрантов исполнению такой хореографии. В данном случае остальные участники шествия, демонстрации, флешмоба будут исполнителями такого хореографического произведения и будут обладать только смежными правами на исполнение. В-третьих, авторами может быть группа демонстрантов или конкретный демонстрант, которые выбрали движения, позы и жесты основным способом выражения своей позиции и создали заранее или в ходе шествия, флешмоба танцевальную композицию передающую конкретную мысль, идейно-образную задумку.

На данный момент, российское законодательство не устанавливает ограничений по форме выражения хореографического произведения. Объективная форма выражения хореографии выражается, как минимум, в непосредственном исполнении демонстрантами композиции движений и поз, которое воспринимается людьми, которые наблюдают за флешмобом/шествием в месте его проведения или с помощью технических средств (например, после записи такого шествия/демонстрации и размещении ее на различных медиаресурсах).

Подводя итоги рассмотрения возможности квалификации уличных шествий, флешмобов и демонстраций в качестве результата интеллектуальной деятельности, Карина Брагнюк пришла к заключению: «При строгом соблюдении определенных условий (критериев охраноспособности и выражения демонстрантами своих идей и мнения с помощью хореографии) такие способы демонстрации общественной или личной социально-политической позиции могут быть признаны хореографическими произведениями».